- Законодательное регулирование
- Какие права нужно регистрировать на недвижимость
- Кто может подать заявление на регистрацию
- Регистрация прав на первичный объект недвижимости
- Регистрация вторичной недвижимости
- Как подать заявление
- Сроки постановки на учет
- Стоимость госпошлины
- Подтверждение регистрации прав
- Что еще нужно знать о регистрации прав
Регистрация права собственности на недвижимость – это процедура внесения сведений в ЕГРН. Собственник может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Это ему гарантирует закон.
Законодательное регулирование
Процедуру регулирует ФЗ №218 «О государственной регистрации прав»:
- Запись в ЕГРН – единственное доказательство того, что права существуют.
- Регистрационные действия проводит Росреестр.
- Росреестр вносит запись в ЕГРН. После этого начинают действовать права на недвижимость.
- Все сведения о собственниках, истории перехода прав – открытые. Получить их может любой человек. Достаточно запросить для этого выписку из ЕГРН.
Регистрируют не только те сделки, которые подразумевают под собой переход прав (купля-продажа, дарение, договор ДДУ и т.п.). По закону нужно регистрировать и те действия, в результате которых объект не отчуждаются. К ним относят договора аренды, субаренды, ипотеки и т. д.
Важно!!! Сделки с недвижимым имуществом тоже регистрируются, но это две разные процедуры. Сначала регистрируется сделка. После этого ее можно считать заключенной. Следующий шаг – процедура регистрации прав на недвижимость.
Какие права нужно регистрировать на недвижимость
- Собственности.
- Переход прав к другому человеку.
- Прекращение права собственности.
- Обременение (ипотека, сервитуты, аренда и т.д.)
- Хозяйственного владения.
- Пожизненного наследственного владения.
- Пользования.
В процессе процедуры регистрации сотрудники Росреестра вносят запись в ЕГРН. Эта запись – доказательство того, что вы действительно обладаете правами на объект. После того, как сведения будут внесены в Реестр, оспорить их можно только через суд.
Кто может подать заявление на регистрацию
Подать заявление на регистрацию прав может только собственник. Но закон устанавливает несколько уточнений этого положения:
- Самостоятельно подать заявление можно с 14-летнего возраста.
- Если собственнику еще нет 14 лет, от его имени действует его законный представитель. Это могут быть родители, опекуны, усыновители.
- Если собственник признан недееспособным, он не может самостоятельно совершать никакие юридические действия. Заявление от его имени подает опекун.
От вашего имени может действовать представитель. В этом случае нужно нотариально оформить на него доверенность.
Нужна помощь в регистрации прав? Специалисты компании «Геомер групп» помогут вам. Записаться на бесплатную консультацию можно по телефону ☎ +7 (812) 309-94-21.
Регистрация прав на первичный объект недвижимости
К первичным объектам относится недвижимость, которая только была построена и еще не стоит на кадастровом учете. То есть о ней нет никаких записей в ЕГРН. В этом случае постановка на кадастр и регистрация прав происходят одновременно.
Раньше это были две отдельные процедуры. Сначала собственник ставил недвижимость на кадастровый учет, а затем подавал заявление на регистрацию прав. После того, как два реестра объединили в один, процедура упростилась, а ее прохождение стало быстрее.
Для регистрации потребуются документы:
- Заявление.
- Паспорт.
- Свидетельство о рождении (для несовершеннолетних собственников)
- Документы основания.
- Межевой план (при регистрации участка).
- Техплан (при регистрации ОКСа).
- Квитанция об уплате госпошлины.
Список документов будет отличаться в разных ситуациях. Основанием для постановки на учет и регистрации могут быть:
- Акты, выданные органами местной власти. Например, при выделении земельного участка.
- Разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта.
Важно!!! После введения уведомительного порядка строительства для ИЖС и СНТ подавать документы на регистрацию дома должна местная администрация. Собственник должен только уведомить ее о начале и завершении строительства и получить ответное уведомление о соответствии. После оплаты госпошлины администрация передаст документы в Росреестр.
Регистрация вторичной недвижимости
Такая недвижимость уже стоит на кадастровом учете, информация о ней внесена в ЕГРН. Обычно регистрация вторичной недвижимости связана с переходом прав на нее. Основанием для такого перехода могут быть:
- Договор купли-продажи.
- Наследственное дело.
- Дарственная.
Участники сделки подают заявление и пакет документов:
- Паспорта всех участников.
- Документы основания.
- Квитанция об уплате пошлины.
Пакет документов может отличаться в разных ситуациях. Он зависит и от особенностей сделки, и от типа объекта недвижимости. Узнать, какие документы потребуются для регистрации прав на дом в вашем случае, можно на бесплатной консультации нашего эксперта. При необходимости мы поможем пройти регистрацию и будем представлять ваши интересы в Росреестре.
Документы можно подать на бумажных носителях или в электронном формате. Бумажные документы должны быть написаны разборчиво. Если на них есть подчистки, исправления, их просто вернут и процедуру регистрации нужно будет проходить заново. Электронные версии должны быть заверены ЭЦП. Межевой план, техплан и другие документы подготовленные кадастровым инженером, подают в электронном формате.
Договора по сделкам с недвижимостью, где один или несколько собственников несовершеннолетние, должны быть заверены нотариусом. Это необходимо для того, чтобы защитить несовершеннолетних. Также нотариально нужно удостоверять договора по недвижимости в долевой собственности.
Как подать заявление
Существует несколько способов подачи заявления и документов на регистрацию прав. Вы можете выбрать наиболее удобный для вас.
- Через МФЦ. Сотрудник многофункционального центра примет заявление и документы. Вы получите расписку. В указанную дату нужно прийти за выпиской из ЕГРН, которая будет доказательством того, что сведения внесены в реестр.
- По почте. Отправить заявление можно по почте на адрес местного офиса Росреестра.
- На сайте Росреестра. Вы заполняете форму заявления и отправляете документы в электронном формате. Для того чтобы заявление было принято к рассмотрению, оно должно быть заверено электронной подписью. Сделать это нужно на последнем шаге.
Не хотите заниматься процедурой регистрации самостоятельно? Посещение МФЦ занимает много времени, а электронно-цифровая подпись, чтобы заверить электронное заявление есть не у всех. В этом случае вы можете обратиться в компанию инженерных изысканий «Геомер групп».
Это поможет вам избежать волокиты со сбором и подготовкой документов. У нас вы можете заказать и технические документы, необходимые для регистрации прав на недвижимость:
- Межевой план участка.
- Техплан на ОКС (в том числе недостроенный).
- Акт обследования и т.п.
Сроки постановки на учет
По закону постановка на кадастровый учет и регистрация прав занимают 7 дней.
Этот срок отсчитывают от даты получения вашего заявления и квитанции на оплату госпошлины Росреестром. На практике регистрационные процедуры занимают немного больше времени.
При подаче документов через МФЦ срок увеличится примерно на 2-3 дня. Это связано с межведомственным взаимодействием. При отправке документов почтовым отправлением сроки зависят от работы почты.
В семидневный срок специалисты Росреестра проводят проверку документов. По результатам проверки регистратор принимает решение:
- Завершить регистрацию. В этом случае в ЕГРН внесут запись. Вы получите выписку из реестра, которая будет доказательством того, что вы имеет права на недвижимость.
- Приостановить процедуру. Обычно решение о приостановлении процедуры принимают, если выявлены устранимые нарушения. Чаще всего – это неполный пакет документов или их неправильное оформление. Регистрация будет возобновлена после того, как вы устраните препятствия.
- Отказать в регистрации. Отказать могут, если при проверке было выявлено нарушение закона. Также регистратор отказывает в том случае, если собственник ранее подал заявление, что любые регистрационные действия могут проходить только в его присутствии.
Стоимость госпошлины
Госпошлина за регистрацию прав на недвижимость:
- для физических лиц – 2000 рублей,
- для физического лица на объекты, указанные в подпункте 24 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации, - 350 рублей;
- для юридического лица – 22 000 рублей;
Для первичной регистрации необходимо проведение кадастровых работ и получения технических документов. Их стоимость зависит от разных факторов. Уточнить цены на кадастровые работы можно у нашего эксперта по телефону ☎ +7 (812) 309-94-21 или оставив заявку на сайте.
Подтверждение регистрации прав
Раньше доказательством того, что вы имеете право собственности на недвижимость было свидетельство. Этот документ выдавали до 2017 года. После того, как ГКН и ЕГРП объединили, свидетельства перестали выдавать. Вся информация об объекте и его собственниках вносится в ЕГРН. Доказательством будет выписка из реестра.
Выписку можно получить в электронном виде. В этом случае она будет заверена ЭЦП Росреестра. Получить простую выписку из ЕГРН может любой человек. Для этого достаточно заполнить форму на сайте Росреестра.
Если вы подавали заявление через МФЦ, в указанную дату вы должны прийти за выпиской. В случае почтового отправления документов выписка может быть также выслана вам почтой.
Важно! Выписка не имеет законодательно установленного срока действия. Она актуальна в тот момент, когда вы ее получаете. Если в дальнейшем вы решите продать недвижимость, нужно будет получить новую выписку.
Что еще нужно знать о регистрации прав
Собственник может запретить Росреестру проводить любые регистрационные процедуры без его личного участия. Для этого нужно подать заявление. В ЕГРН будет внесена запись о том, что регистрация перехода или прекращения прав, наложения обременений может происходить только в присутствии владельца.
В случае, если в регистрирующий орган поступит заявление о совершении этих действий, Росреестр откажет без объяснения причин. Не распространяется этот запрет на следующие случаи:
- Основание для изменения – решение суда, вступившее в силу.
- Заявление поступило от Федеральной службы судебных приставов.
При необходимости вы всегда можете снять этот запрет. Запись в реестре будет погашена и вашего обязательного участия для проведения регистрационных процедур не потребуется. Такой запрет может защитить ваши права собственника.
Что делать, если запись о том, что у вашей недвижимости появился новый владелец уже появилась, но вы с ней не согласны? В этом случае у вас есть один путь – обращение в суд.
Мы рекомендуем подать заявление о том, что у вас есть возражения по поводу зарегистрированных прав. Оно не будет для Росреестра основанием не проводить регистрацию. И информации о новых правах внесут в реестр. Такое возражение помогает снизить количество оспариваемых сделок.
Полезное видео
Источник: https://geomergroup.ru/article/registraciya-prav-na-nedvizhimost/
Комментарии (0)